Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
• Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
• Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
• Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
• Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
• Креативное мышление.
• Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
1. Критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
2. Осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
3. Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Функциональная грамотность
Федеральные документы
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Федеральной Службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»
- Приказ департамента образования Белгородской области от 21.09.2021 года №2555 «Об утверждении региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»
- Приказ департамента образования Белгородской области от 01.12.2021 года №3515 "О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 17 сентября 2021 года №2535"
Муниципальные документы
Школьные документы
Методические материалы для учителя
- Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
- Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы
- Материалы Белгородского регионального института развития образования
- Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
- Рекомендации по формированию читательской грамотности
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППАХ
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ
1. на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
2. на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
3. на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
4. на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Банки заданий по функциональной грамотности:
1. Банк заданий по функциональной грамотности
2. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
3. Электронный банк заданий по финансовой грамотности
4. Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
6. Банк заданий по функциональной грамотности
7. Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
8. Открытые задания PISA
9. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
10. Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель: курс "Функциональная грамотность: развиваем в школе"
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников"
- Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности"
- Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»
- Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара